Проектное обучение
В МГТУ СТАРТОВАЛ ПРОЕКТ ПО ВНЕДРЕНИЮ ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ, НАПРАВЛЕННЫЙ НА СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ЭЛИТЫ РЕГИОНА
22 января в МГТУ состоялась первая рабочая встреча руководства университета с работодателями, задействованными в рамках проектного обучения в качестве заказчиков и руководителей проектов. В обсуждении вопросов реализации совместных проектов приняли участие ректор МГТУ С.К. Куижева, проректор по учебной работе Л.А. Задорожная, заместитель министра труда и социального развития Республики Адыгея И.В. Ширина, представители органов власти, научного и предпринимательского сообщества.
Проектная форма обучения, популярная в мировых университетах, пока стала частью программ лишь в некоторых образовательных учреждениях России. Подготовка к запуску проектного обучения в МГТУ велась в течение года, разрабатывались учебные планы и проектная документация для успешного функционирования проекта, подбирались команды проектов, отлаживался механизм взаимодействия между структурными подразделениями, участвующими в общем проекте.
Как отметила ректор МГТУ С.К. Куижева, цель проекта – создание условий для формирования и закрепления в регионе квалифицированных специалистов инженерного профиля путем организации системы непрерывного развития компетенций на основе реализации новой модели инженерного образования, принципов бережливого производства и проектного обучения. Внедрение проектного обучения направлено на решение широкого спектра задач – от развития практических навыков обучающихся до интеграции бизнес-задач коммерческих организаций в деятельность университета, формирование инженерно-технической элиты региона.
Комплексная работа в этом направлении МГТУ ведется на протяжении ряда лет. Система обучения в рамках непрерывного развития компетенций выстраивается последовательно, начиная с уровня дошкольного образования. Преподаватели и студенты МГТУ проводят занятия по ранней профориентации в детских садах. С 2015 года в МГТУ функционирует детский лагерь «Страна профессий» для детей 8 -12 лет, где младших школьников знакомят с многообразием профессий и проводят практические занятия и мастер-классы. С 2016 года университет активно участвует в программе сетевого взаимодействия с школами республики, развивая систему профильного обучения в старших классах по направлениям инженерного и медицинского профиля. Особое внимание уделяется развитию образовательных программ для детей-инвалидов и ограниченными возможностями здоровья. На базе Адыгейской республиканской школы-интерната для детей с нарушениями слуха и зрения реализуется образовательный проект «Шаг в профессию», основная цель которого комплексное решение проблем детей-инвалидов в получении профессии и трудоустройстве.
Переход на проектное обучение – очередной шаг в построении комплексной системы отбора и подготовки профессиональных инженерных кадров для нужд экономики региона. На первом этапе реализации проекта, который стартует в МГТУ с 4 февраля, проектное обучение будет внедрятся по 10 направлениям подготовки. В учебном процессе будут задействованы более 160 студентов 2 курсов университета. Пилотный пул представлен 14 проектами.
В ходе рабочей встречи на рассмотрение работодателей были представлены проекты, предлагаемые к совместной реализации. В частности, планируется проектирование туристического эко-комплекса в Майкопском районе, разработка проектов берегозащитных инженерно-биологических сооружений на базе МГТУ «Дружба» и благоустройства озеленения жилого двора в республиканской столице, создание центра ландшафтного дизайна и флористики, а также клуба «Активная жизнь» для людей «третьего возраста». Студенты под руководством преподавателей и кураторов проектов будут осуществлять геодезическое сопровождение ландшафтных работ, разрабатывать предложения по продвижению на рынок инновационных программных продуктов, работать над созданием программной среды подготовки мультимедийного контента для online-курсов и средств химической защиты кузова автомобиля от противоледных реагентов.
Проектная деятельность направлена на создание условий, при которых студенты смогут применять на практике полученные ими теоретические знания, развивать универсальные и профессиональные компетенции в ситуациях практической деятельности. Применение проектного обучения позволит усилить мотивацию изучения студентами дисциплин основной образовательной программы по профилю специальности.