Наука
В МГТУ ОБСУДИЛИ РОЛЬ ЗНАНИЙ В ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЕ И ВОПРОСЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И РЕЛИГИИ
21 марта 2019 года в Майкопском государственном технологическом университете состоялся круглый стол «Образование и вера. Роль знаний в православной культуре», организаторами которого выступили Центр народной дипломатии и межкультурных коммуникаций МГТУ и епархиальный отдел по делам молодежи Майкопской и Адыгейской епархии РПЦ. Участниками мероприятия стали проректор МГТУ по социально-бытовой и воспитательной работе М.А. Брантов, руководитель Центра народной дипломатии и межкультурных коммуникаций МГТУ С.Х. Мусхаджиев, руководитель отдела по работе с молодежью Майкопской и Адыгейской епархии РПЦ А. Фролов, профессорско-преподавательский состав и студенты университета.
Мероприятие стало продолжением дискуссии, которая состоялась в МГТУ 28 февраля и была посвящена книге доктора физико-математических наук, профессора М. М. Шумафова «Взгляд на ислам через призму наук». В рамках первого круглого стола участники обсудили интеллектуальные аспекты мировых религий, научные открытия в трактовке исламских первоисточников и роль исламской цивилизации в контексте современных глобальных вызовов.
Главной темой обсуждения в рамках круглого стола «Образование и вера. Роль знаний в православной культуре», стала роль православной культуры в контексте современных глобальных вызовов. На мероприятии были обсуждены аспекты образования, как способа богопознания. Как было отмечено, существует два главных способа богопознания — естественный и сверхъестественный. Естественный способ богопознания состоит в познании Бога из естества или природы видимого мира, человеческой души, исторического человечества. Вера есть воля, устремленная на область познания. В этом ее отличие от обычных умственных актов, ни к чему не обязывающих и не требующих жертвы. Знание дает возможность видеть мир в его связности, гармонии, красоте – таким, каким он создан Творцом.
Существует стереотип, который говорит о том, что вера и наука несовместимы, так как настоящий ученый может доверять только фактам, а верующий не способен мыслить объективно. Однако, факты говорят о том, что с давних времен крупнейшие библиотеки и первые университеты зачастую возникали при монастырях. Многие замечательные научные открытия и изобретения принадлежат христианским священникам и монахам.
Но сегодня мы встречаемся с ситуацией, когда знание часто воспринимается утилитарно – как некоторая необходимая составляющая для будущей карьеры, для будущего социального статуса человека. Отвергать такое отношение к знанию было бы абсурдным и нереалистичным, постепенно приходит осознание того, что решение целого ряда задач, стоящих перед человеческим сообществом, возможно только на пути тесного сотрудничества науки и церкви. Однако пути такого сотрудничества до сих пор не обрели свою окончательную форму, до сих пор существуют различные точки зрения на эту проблему, до сих пор они являются предметом дискуссий.