Отчет о научно-исследовательской деятельности в университете за 2015 г.
Отчет о научно-исследовательской деятельности в университете за 2015 г.
Научно-исследовательская работа является одним из основных видов деятельности в университете и проводится в соответствии с федеральным законодательством, а также внутривузовскими нормативно-правовыми актами, регламентирующими планирование, организацию и проведение исследований.
Основными показателями, определяющими научный потенциал университета являются:
1. Результативность исследований и объем финансирования НИД.
Реализация исследований в университете осуществляется на кафедрах по традиционно сложившимся научным направлениям в рамках 12 отраслей науки (Приложение 1).
По основным научным направлениям университета сотрудниками кафедр выполняется 38 комплексных инициативных тем, прошедших государственную регистрацию (Приложение 2).
В 2015 году в МГТУ выполнялось 120 НИР, с общим объемом финансирования 24 227 545 руб., из них головной вуз – 23 237 545 руб., филиал университета – 990 000 руб. Общий объем научных исследований распределился следующим образом:
- фундаментальные исследования – 1890,5 тыс. руб.;
- прикладные исследования – 22337,0 тыс. руб.;
Соотношение между основными составляющими общего финансирования было следующим (рис.1):
- гранты – 2%;
- гос.задание Минобрнауки РФ – 6%;
- хоздоговоры- 92%.
Рис. 1. Соотношение между основными составляющими общего финансирования НИР МГТУ в 2015 году
В 2015 году успешно завершен годовой этап научно-исследовательских работ, выполняемых в рамках базовой части государственного задания Министерства образования и науки РФ и финансируемых из средств федерального бюджета:
- «Теоретические основы интенсификации тепло-массообменных квазистационарных и мембранных процессов с целью разработки инновационных технологий переработки сельскохозяйственного сырья и производства пищевых продуктов» (руководитель: д-р техн. наук, доц. Схаляхов А.А.);
- «Разработка теории управления модернизацией социо-эколого-экономической системы региона» (руководитель: д-р экон. наук, проф. Зарубин В.И.).
Общий объем финансирования по двум темам составил 1140,5 тыс. руб. Руководителями творческих коллективов выполнены годовые научные и финансовые отчеты.
В 2015 году по гранту РГНФ выполнялся проект «Постсоветское социокультурное пространство (на примере адыго-абхазской культурной идентичности)» (руководитель: проф. Овсянникова Т.А.) на сумму 450,0 тыс. руб.
Таким образом, в 2015 году в университете объем финансирования научных исследований на единицу научно-педагогических работников составил в среднем по вузу 60,0 тыс. руб., по филиалу 30,0 тыс. руб.
За отчетный период на различные конкурсы от университета было подано 43 заявки, из которых в РГНФ - 23, в РФФИ – 16. На конкурсы по федеральным целевым программам – 3, одна заявка в фонд «Сколково». На сегодняшний день Российским фондом фундаментальных исследований поддержан проект - профессора Акатова В.В. «Структура доминирования и видовое богатство в растительных сообществах с разными моделями организаций» (объем финансирования на год – 250,0 тыс.руб.).
Распределение НИР по источникам финансирования приведено в таблице.
Таблица 1.
Распределение НИР по источникам финансирования
Источник финансирования |
Объемы финансирования НИР, тыс.руб. |
Минобрнауки РФ |
1440,5 |
- гранты г/б |
450,0 |
- местный бюджет |
7311,9 |
- хоздоговорные темы |
15025,1 |
Итого: |
24227,5 |
В 2015 году сотрудниками университета получены: 2 патента РФ на изобретение (авторы Галичева М.С., Даниелян А.Ю.), 2 патента РФ на полезную модель (авторы Сухоруких Ю.И., Киздермишова С.Х., Биганова С.Г., Фомичева Е.О.). Всего поддерживаемых патентов - 7
В целях оценки качества научной деятельности и получения объективной информации о состоянии инновационно-научного процесса в университете ежегодно проводится комплексная аттестация НПР кафедр.
2. Результаты научной деятельности (публикационная, издательская активность). За 2015 год сотрудниками университета опубликовано 22 монографии, 2 учебника, 66 учебных и учебно-методических пособий, из них с грифами УМО – 1 учебник и 2 учебных пособия; с грифом Минобрнауки РФ – 1 учебник и 1 учебное пособие.
В университете ежегодно издается 6 научных сборников: 4 – по итогам научно-практических конференций и 2 периодических научных издания – журналы «Новые технологии» (импакт-фактор – 0,101), «Вестник Майкопского государственного технологического университета» (импакт-фактор – 0,058). В 2015 году журналы успешно прошли аттестацию ВАК РФ, подтвердив свой статус. Журналы вошли в новый перечень рецензируемых научных изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций.
В различных ведущих зарубежных и российских изданиях учеными университета в 2015 г. опубликовано 778 научных статей и тезисов докладов, из них:
- в изданиях, включенных в российский индекс научного цитирования (РИНЦ) – 227 статей;
- в российских ведущих рецензируемых научных изданиях, включенных в перечень ВАК - 142 статьи;
- в зарубежных изданиях – 65 статей, из них в изданиях, индексируемых в базе данных WebofScience - 3, Scopus– 9 (Приложение 3).
Итоги публикационной и издательской активности за 2015 год приведены в приложении 4.
3. Проведение научных мероприятий. Традиционно в университете проводятся международные, всероссийские, региональные и внутривузовские научные конференции, в которых принимают участие студенты, аспиранты, представители российских вузов и вузов стран ближнего зарубежья. За отчетный период в университете были проведены 18 конференций (приложение 5).
В 2015 году вуз участвовал в 25 выставках различных уровней, где были представлены достижения в области образовательных технологий, науки и творчества. В числе наиболее значимых: выставка MOBI (выставочный центр «Кубань ЭКСПОЦЕНТР», г. Краснодар); Фестиваль науки Юга России (Южный федеральный университет); Республиканская выставка-ярмарка «Наше – самое лучшее» (г.Майкоп); Фестиваль «Лаго-Наки. Сокровища Адыгеи» и др.
В 2013 году Майкопский государственный теологический университет впервые стал площадкой Всероссийского Фестиваля науки, благодаря чему Республика Адыгея появилась на карте фестивального движения.
В 2015 г. проведен IIIФестиваль науки МГТУ, который был проведен при поддержке Министерства образования и науки РФ, Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова и ПАО «ГМК «Норильский никель». В рамках Фестиваля были организованы:
- интерактивная выставка, на которой работало 12 выставочных модулей кафедр и студенческих кружков университета, медицинского института и Политехнического колледжа МГТУ, а также других образовательных учреждений и организаций-партнеров: Майкопский индустриальный техникум, Адыгейский филиал ВНИИ цветоводства и субтропических культур, Национальная библиотека РА, республиканский Центр дополнительного образования детей, ООО «МПК» Пивоваренный завод Майкопский; проведены открытые научно-популярные лекции в режиме online; презентации; мастер-классы; конкурсы. За два дня в мероприятиях Фестиваля МГТУ приняли участие свыше 2000 человек
4. Подготовка кадров высшей квалификации.Подготовка кадров высшей квалификации осуществляется в аспирантуре университета по 11 направлениям подготовки и в ординатуре по трем образовательным программам (хирургия, терапия, неврология).
В настоящее время в аспирантуре и докторантуре обучается 112 человек: 69 – по очной форме, 43 – по заочной форме обучения (из них 54 человека обучается на государственно-договорной основе). В качестве соискателей ученой степени кандидата наук к кафедрам университета прикреплено 15 человек. На сегодняшний день в докторантуре обучается 5 человек. Количество защит диссертаций аспирантов через год после окончания аспирантуры в 2015 году составило 16%.
На сегодняшний день в ординатуре обучается 10 человек по специальностям: терапия – 6 человек, 2 из них на государственно-договорной основе; хирургия – 4 человека, 1 из них на государственно-договорной основе.
5. Дополнительное профессиональное образование.
Существующая в университете система переподготовки и повышения квалификации позволила в 2015 году получить новую компетенцию или повысить профессиональный уровень в рамках имеющихся квалификаций 91 преподавателю.
В 2015 году в университете в рамках аккредитованных специальностей проведены курсы повышения квалификации. Общая сумма финансирования – 2780,662 тыс. руб. (Приложение 6).
На сертификационных циклах по программам «Терапия» и «Хирургия» повысили свою квалификацию 87 врачей Республики Адыгея и ЮФО (общая сумма финансирования - 1032 тыс. руб.)
В 2015 году МГТУ вошел в число победителей конкурсного отбора дополнительных профессиональных программ повышения квалификации инженерно-технических кадров по трем программам: Инновационные технологии в экологической безопасности реального сектора экономики; Прогрессивные технологии хранения и переработки растениеводческой продукции, обеспечивающие экспортный потенциал; Физико-химические, физические методы и средства количественного анализа в промышленных производствах, объектах окружающей среды и сельскохозяйственных продуктах. Финансирование основных направлений расходования средств в рамках указанных программ будет осуществляться за счет средств федерального бюджета (1422 тыс.руб.) и средств предприятий (1422 тыс.руб.).
6. Научно-исследовательская деятельность студентов.
В 2015 году 1713 студентов очной формы обучения приняло активное участие в НИР. Студентами университета сделано 1928 докладов, из них на международных – 113, всероссийских – 76, региональных конференциях и семинарах – 1739 (конкурс «Моя страна – моя Россия», «Моя законотворческая инициатива», международные и всероссийские конкурсы дипломных работ, издание сборника статей студенческой научно-практической конференции и др.). На международных, всероссийских и региональных выставках было представлено 1094 экспоната. На различные конкурсы, всероссийские и международные студенческие олимпиады представлено 132 работы. Студентами получены медали, дипломы, грамоты (262). За 2015 год на конкурсы грантов было подано 102 студенческих конкурсных проекта и выиграно 12 грантов. Стипендию Президента Российской Федерации получают 4 студента университета; стипендию Правительства Российской Федерации получают 3 студента университета.
В 2015 году на базе Майкопского государственного технологического университета прошел I этап Всероссийской программы поддержки молодых программистов и молодежных проектов в сфере информационных технологий «IT-START». Победители Всероссийской программы «IT-START 2015» участвовали в образовательной стажировке IT-StartTour 2015 в Израиле (г. Тель-Авив).
В рамках полуфинального отбора, студенты университета приняли участие в конкурсе студенческих проектов «УМНИК-2015», который прошел на базе МГТУ.
Студенты университета, прошедшие предварительный отбор, на площадке Майкопского государственного технологического университетапредставили в финале конкурсной программы свои проекты (г.Элиста, ФГБОУ ВО «КалмГУ»).
В первом финальном оборе победили два студента университета (объем финансирования 400 тыс. руб.).
Во втором финальном оборе победили три студента университета (объем финансирования 600 тыс. руб.).
В рамках студенческой недели науки 2015 года была организована и проведена студенческая научно-практическая конференция «Студенческая наука: взгляд молодых».
Традиционным стало проведение в начале учебного года в МГТУ научного студенческого форума МГТУ «Молодость, Гармония, Творчество, Успех!». В Форуме приняли участие председатели СНО факультетов, активисты Ресурсного учебно-делового центра «Школа социального предпринимательства», слушатели Центра народной дипломатии и межкультурных коммуникаций МГТУ.
В целях стимулирования научно-исследовательской деятельности студентов, вовлечения их в научный процесс, а также эффективной поддержки наиболее значимых работ, в текущем (2015-2016) учебном году проведен конкурс научно-исследовательских работ студентов на соискание грантов ректора университета (подана 31 заявка по 4 научным направлениям, 6 работ признаны лауреатами).
Результативность научно-исследовательской деятельности студентов представлена в приложении 7.
Научная деятельность в Майкопском государственном технологическом университете в отчетном году в целом осуществлялась в рамках показателей, определенных мониторингом эффективности образовательных организаций, но в связи с изменяющимися требованиями к показателям научно-исследовательской деятельности образовательных учреждений необходимо:
1) повысить результативность научных исследований и разработок по следующим позициям:
- публикации в изданиях, индексируемых в базе данных WebofScienceи Scopus;
- учебники и учебные пособия с грифом УМО;
- патенты и открытия.
2) выйти на качественно новый уровень в такой области научной деятельности как участие ученых университета в хоздоговорных темах, в программах и проектах Минобрнауки РФ, грантах российских и зарубежных фондов.