Общие сведения
Декан факультета Пафова Фатима Абрековна, канд. филол. наук, доцент.
Приказом Минобразования РФ от 26 декабря 2003 г. МГТУ был включен в официальный перечень образовательных учреждений России, осуществляющих довузовскую подготовку иностранных граждан.
Довузовская подготовка иностранных граждан и получение ими в дальнейшем высшего и послеву¬зовского образования осуществляется в рамках Концепции государственной политики РФ в области подготовки национальных кадров для зарубежных стран. Качество получаемого иностранными студентами образования является одним из лучших индикаторов конкурентоспособности российской высшей школы и конкретных университетов как на внутреннем, так и на международном рынке образовательных услуг.
Факультет международного образования (ФМО) создан в октябре 2003 г. На факультете работают 17 кандидатов наук.
Довузовская подготовка иностранных граждан и получение ими в дальнейшем высшего и послеву¬зовского образования осуществляется в рамках Концепции государственной политики РФ в области подготовки национальных кадров для зарубежных стран. Качество получаемого иностранными студентами образования является одним из лучших индикаторов конкурентоспособности российской высшей школы и конкретных университетов как на внутреннем, так и на международном рынке образовательных услуг.
Факультет международного образования (ФМО) создан в октябре 2003 г. На факультете работают 17 кандидатов наук.
Важными направлениями деятельности факультета являются довузовская подготовка и поддержка социально-культурной адаптации всех иностранных студентов МГТУ.
Ежегодно факультет принимает на обучение иностранных студентов из более чем из 40 стран ближнего и дальнего зарубежья.
В процессе довузовской подготовки учащиеся овладевают русским языком как необходимым средством повседневного и профессионального общения, социокультурной и дидактической адаптации, приобретают необходимые учебные умения и навыки, ликвидируют пробелы в знаниях по общеобразовательным дисциплинам, знакомятся с системой российской высшей школы, выбирают специальность для дальнейшего освоения.
На довузовском этапе подготовка ведется по пяти профилям: техническому, медико-биологическому, экономическому, гуманитарному, естественно-научному. Кроме русского языка как иностранного, студенты изучают математику, физику, химию, русскую литературу, биологию, информатику, экономику, страноведение. Подготовку студентов по русскому языку осуществляет кафедра русского языка как иностранного, подготовку по общеобразовательным и общепрофессиональным дисциплинам – профильные кафедры университета.
В процессе довузовской подготовки учащиеся овладевают русским языком как необходимым средством повседневного и профессионального общения, социокультурной и дидактической адаптации, приобретают необходимые учебные умения и навыки, ликвидируют пробелы в знаниях по общеобразовательным дисциплинам, знакомятся с системой российской высшей школы, выбирают специальность для дальнейшего освоения.
На довузовском этапе подготовка ведется по пяти профилям: техническому, медико-биологическому, экономическому, гуманитарному, естественно-научному. Кроме русского языка как иностранного, студенты изучают математику, физику, химию, русскую литературу, биологию, информатику, экономику, страноведение. Подготовку студентов по русскому языку осуществляет кафедра русского языка как иностранного, подготовку по общеобразовательным и общепрофессиональным дисциплинам – профильные кафедры университета.
На факультете международного образования иностранные студенты активно привлекаются к научно-исследовательской деятельности. Ежегодно проводятся олимпиады по русскому языку и научно-практические конференции по лингвокультуроведческим аспектам.
Преподавателями факультета подготовлены и выпущены учебные пособия с грифом УМО по страноведению и коммуникативной культуре.
Факультет располагает благоустроенным общежитием для иностранных студентов, аудиторной базой для проведения практических занятий.
Воспитательная работа на факультете организуется с учетом особенностей менталитета, жизненных установок и ценностей иностранных студентов. С целью адаптации студентов к российской социокультурной и образовательной среде организуются экскурсии в музеи, на выставки, посещение театров, поездки на туристско-экскурсионные объекты горной части Адыгеи. Проводятся культурно-досуговые мероприятия, посвященные праздникам, юбилейным датам, концерты, тематические вечера, конкурсы, встречи с интересными людьми: устный этнографический журнал «Древняя земля Адыгеи», «Вечер дружбы в лицее», студенческий фестиваль национальных культур «Мы – вместе!».
Факультет активно сотрудничает с республиканской юношеской библиотекой, где осуществляется подготовка студентов к учебным занятиям, просмотры художественных фильмов – экранизаций русской классики, встречи с интересными людьми.Учебная, научно-исследовательская и воспитательная работа с иностранными студентами на факультете международного образования способствует общей гуманизации образования и укреплению всесторонних контактов между странами и народами
Факультет располагает благоустроенным общежитием для иностранных студентов, аудиторной базой для проведения практических занятий.
Воспитательная работа на факультете организуется с учетом особенностей менталитета, жизненных установок и ценностей иностранных студентов. С целью адаптации студентов к российской социокультурной и образовательной среде организуются экскурсии в музеи, на выставки, посещение театров, поездки на туристско-экскурсионные объекты горной части Адыгеи. Проводятся культурно-досуговые мероприятия, посвященные праздникам, юбилейным датам, концерты, тематические вечера, конкурсы, встречи с интересными людьми: устный этнографический журнал «Древняя земля Адыгеи», «Вечер дружбы в лицее», студенческий фестиваль национальных культур «Мы – вместе!».
Факультет активно сотрудничает с республиканской юношеской библиотекой, где осуществляется подготовка студентов к учебным занятиям, просмотры художественных фильмов – экранизаций русской классики, встречи с интересными людьми.Учебная, научно-исследовательская и воспитательная работа с иностранными студентами на факультете международного образования способствует общей гуманизации образования и укреплению всесторонних контактов между странами и народами
ФАКУЛЬТЕТ МЕЖДУНАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Приказом Минобразования РФ от 26 декабря 2003 г. МГТУ был включен в официальный перечень образовательных учреждений России, осуществляющих довузовскую подготовку иностранных граждан.
Довузовская подготовка иностранных граждан и получение ими в дальнейшем высшего и послеву¬зовского образования осуществляется в рамках Концепции государственной политики РФ в области подготовки национальных кадров для зарубежных стран. Качество получаемого иностранными студентами образования является одним из лучших индикаторов конкурентоспособности российской высшей школы и конкретных университетов как на внутреннем, так и на международном рынке образовательных услуг.
Факультет международного образования осуществляет обучение иностранных граждан по програм¬мам довузовской подготовки по следующим профилям:
- техническому;
- гуманитарному;
- медико-биологическому;
- экономическому.
Иностранные студенты на довузовском этапе подготовки изучают русский язык и дисциплины по соответствующему профилю (химию, физику, биологию, экономику, литературу, страноведение, математику, географию и др.). Выпускные экзамены по окончании обучения являются одновременно вступительными в вузы Российской Федерации. Многие иностранные студенты в дальнейшем вливают¬ся в дружную студенческую семью МГТУ.
Совместное обучение российских и иностранных студентов, различные формы проведения досуга (фестивали, спортивные соревнования, конкурсы и др.) способствуют взаимопроникновению культур, приобретению опыта межкультурного общения, развитию интереса друг к другу, установлению толерантных отношений.
Факультет международного образо¬вания функционирует в МГТУ с 2003 года. К настоящему времени число иностран¬ных студентов достигает 1457 человек. Основной контингент зарубежных уча¬щихся составляют выходцы из стран Африки, Содружества Независимых Государств, Ближнего Востока и Южной Азии, всего из 40 государств. Факультет международного образования организует учебный процесс по программам довузов¬ской подготовки граждан зарубежных стран и русскому языку как иностранному для студентов 1-5 курсов.
В процессе обучения они овладевают русским языком как необходимым сред¬ством повседневного общения, социо¬культурной и дидактической адаптации, как главным инструментом предстоящего профессионального образования.
Задачами факультета являются:
- обеспечение коммуникативной компетентности по русскому языку, овладение лексико-терминологическим аппаратом для дальнейшего обучения по соответствующей специальности;
- корректировка объема и содержа¬ния знаний, полученных студентами в родной образовательной системе;
- содействие социально-психологи¬ческой адаптации студентов к условиям поликультурного региона и учебно-воспитательному процессу вуза.
Важное место в системе учебно-адаптационной работы на факультете международного образования занимают мероприятия по социокультурной адап¬тации иностранных студентов.
Они предусматривают посещение театров, концертов творческих коллекти¬вов, музеев, библиотек, встречи с извест¬ными людьми республики, участие в спортивных состязаниях, демонстрации элементов культуры своих стран.
Совместное обучение российских и иностранных студентов, различные формы проведения досуга способствуют взаимопроникновению культур, приобре¬тению опыта межкультурного общения, развитию интереса друг к другу, установ¬лению толерантных отношений.
Значительный вклад в развитие цивилизованных международных отно¬шений и воспитание молодого поколения вносят фестивали студентов разных стран, обучающихся в Майкопе. Они способ¬ствуют расширению культурных студен¬ческих связей, поддержке профессио¬нальной подготовки и интеллектуального развития молодежи.
Большую роль играет участие иностранных студентов в «Неделях науки», проводимых университетом. Первые их выступления на научных форумах обычно проходят по темам: «Русский язык. Культура и история народов России, Ближнего и Дальнего зарубежья», «Экологические проблемы современности», «Культура и быт страны - родины студента». Такой подход лежит в основе учебно-исследовательской дея¬тельности на факультете международного образования.
Психолого-педагогическое со¬провождение довузовской подготовки иностранных студентов в процессе адаптации в условиях социокультурного и образовательного пространства Адыгеи обеспечивается на межкафедральном и межфакультетском уровнях.
Для этой цели проводятся научные исследования по формированию толерантного поведения иностранных студентов, построению адаптивной модели их довузовского обучения, фор¬мированию культурной коммуникации будущих зарубежных специалистов, учебно-исследовательской деятельности иностранных студентов и др.
Важное значение придается исследо¬ваниям проблем мирового рынка образо¬вательных услуг, анализу основных тенденций его развития и влияния про¬цессов глобализации на систему образо¬вания. Преподавателями факультета международного образования подготов¬лен комплекс учебных и методических пособий по литературе и русскому языку, страноведению, обучению письму и развитию письменной речи, по другим профильным дисциплинам довузовской программы обучения иностранных студентов.
Пособие по страноведению «Россия вчера и сегодня» и пособие по коммуника¬тивной культуре «Мы живем среди людей» рекомендованы Координацион¬ным советом центров довузовской подго¬товки иностранных граждан Федерально¬го агентства по образованию для исполь¬зования в учебном процессе на подгото¬вительных факультетах.
Важным событием в жизни факульте¬та явилось решение Федерального агентства по образованию провести на базе Майкопского государственного технологического университета Всерос¬сийский семинар-совещание «Подготов¬ка национальных кадров для зарубежных стран в контексте проблем современнос¬ти». Цель семинара: обсуждение органи¬зационно-управленческих, методических, этнопсихологических и предметно-дидактических аспектов в образова¬тельной деятельности со студентами-иностранцами.
Перспективы развития между¬народного образования в МГТУ связаны с расширением экспорта образовательных услуг в области подготовки нацио¬нальных кадров для зарубежных стран, для чего намечается укрепление мате¬риально-технической, организационно-одической, кадровой, научной, организационно-управленческой базы
Первым деканом факультета международного образования был доктор исторических наук, профессор Мекулов Джебраил Хаджибирамович.
В октябре 2004 года факультет международного образования возглавила Шпарева Галина Тимофеевна, доктор педагогических наук, профессор. А с 2008 года деканом факультета является Пафова Фатима Абрековна, кандидат филологических наук, доцент.
• Кафедра русского языка как иностранного.
У истоков становления кафедры РКИ стоял высококвалифицированный специалист, имеющий богатый опыт работы с иностранной аудиторией, канд. филол. наук, доцент Пафова Фатима Абрековна.
С 2007 года заведующей кафедрой РКИ является канд. филол. наук, доцент Аутлева Фатима Аминовна.
Кафедра обеспечивает обучение иностранных студентов русскому языку по программам довузовской подготовки, а также обучение русскому языку как иностранному по программам продвинутого уровня студентов 1-3 курсов МГТУ. В процессе изучения русского языка иностранные студенты получают первые представления о культурных и научных достижениях России, происходит развитие познавательной активности, формирование лингвокультурологической компетентности и освоение профессионального языка выбранной специальности.
Преподаватели кафедры ведут активную научно-исследовательскую работу по следующим направлениям: повышение эффективности довузовской подготовки; освоение новых педагогических технологий; формирование толерантного социокультурного пространства; адаптация иностранных студентов к культурно-образовательной среде; учебно-исследовательская деятельность иностранных студентов; лингвокультурологические аспекты в преподавании русского языка как иностранного; проблемы физиологической и дидактической адаптации; дифференцированный подход в обучении.
На факультете международного образования иностранные студенты активно привлекаются к научно-исследовательской деятельности. Ежегодно проводятся олимпиады по русскому языку и научно-практические конференции по лингвокультуроведческим аспектам.
Преподавателями факультета подготовлены и выпущены учебные пособия с грифом УМО по страноведению и коммуникативной культуре.
Факультет располагает 3 благоустроенными общежитиями для иностранных студентов, аудиторной базой для проведения практических занятий.
Воспитательная работа на факультете организуется с учетом особенностей менталитета, жизненных установок и ценностей иностранных студентов. С целью адаптации студентов к российской социокультурной и образовательной среде организуются экскурсии в музеи, на выставки, посещение театров, поездки на туристско-экскурсионные объекты горной части Адыгеи. Проводятся культурно-досуговые мероприятия, посвященные праздникам, юбилейным датам, концерты, тематические вечера, конкурсы, встречи с интересными людьми: устный этнографический журнал «Древняя земля Адыгеи», «Вечер дружбы в лицее», студенческий фестиваль национальных культур «Мы – вместе!».
Факультет активно сотрудничает с республиканской юношеской библиотекой, где осуществляется подготовка студентов к учебным занятиям, просмотры художественных фильмов – экранизаций русской классики, встречи с интересными людьми.
Учебная, научно-исследовательская и воспитательная работа с иностранными студентами на факультете международного образования способствует общей гуманизации образования и укреплению всесторонних контактов между странами и народами.
Факультет принимает активное участие не только в научной жизни университета, но также организует и проводит международные научные конференции.
Факультет международного образования
Адрес: г. Майкоп, ул. Гоголя , д. 9
Электронный адрес: f_international_edu@mkgtu.ru
Тел.: 8(8772)57-05-45